Сайт учителя русского языка и литературы

Танашевич Александры Александровны
Меню сайта
Категории раздела
Грамоты, благодарности, сертификаты о публикациях
Открытые уроки
Папка портфолио
Википедия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мое портфолио » Грамоты, благодарности, сертификаты о публикациях

Из опыта внеучебной деятельности
05.01.2020, 11:25

Из опыта внеучебной деятельности

Статья

Танашевич Александры Александровны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

Красногвардейского района

Республики Крым

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.

Одной из форм внеучебной деятельности является кружковая работа. Изучение определенного курса проходит по одному из основных направлений:

  • изучение дополнительного направления прикладного творчества;
  • углубление и расширение знаний учащихся по общетехническим и специальным предметам;
  • практическое освоение профессиональных навыков и умений;
  • физкультурно-оздоровительная работа (спортивные секции);
  • эстетическое воспитание и художественное творчество учащихся.

Цели работы руководителей кружков и спортивных секций:

  • углубление и расширение знаний по предметам общеобразовательного цикла;
  • содействие формированию творческой активности учащихся;
  • развитие физической активности учащихся;
  • формирование навыков здорового образа жизни,
  • содействие гражданскому, общекультурному и эстетическому развитию учащихся.

Начиная с 2014-2015 учебного года в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым функционировал курс «Юный журналист» (руководитель Танашевич А.А.). Социальная значимость курса заключалась в том, что учащиеся научились работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научились контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобрели навыки контроля над собой, стали более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысили общий уровень культуры. Занятия проводились в различных формах: лекция, беседа, свободная творческая дискуссия, выполнение творческих заданий, выпуск стенных школьных газет, подготовка статей для публикации в газетах.

Задачи изучения курса в течение двух учебных лет (2014-2015 и 2015-2016) были полностью выполнены, так как учащиеся:

− расширили речевой опыт в разных речевых сферах;

− овладели конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;

− развили умение устного и письменного выступления;

− развили творческие способности;

− сформировали навыки работы с информацией;

− провели работу по формированию мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности.

Ребятам очень понравилось работать над публикациями в жанре интервью, заметки, эссе и, конечно, фото- и видеорепортажей, активисты принимали участие и в районных мероприятиях.

В 2016-2017 учебном году курс «Юный журналист» претерпел изменения в связи с возрастными потребностями его активных участников. Юные журналисты перешли в старшее звено школы, будущие выпускники стали задумываться над выбором профессии. При обсуждении отличительных особенностей профессий участники вместе с руководителем курса пришли к выводам, что важным качеством любой сферы деятельности является ораторское мастерство. Таким образом, возникла необходимость составить программу, которая может удовлетворить потребности ребят, серьезно задумывающихся над выбором своего дальнейшего профессионального пути.

Курс современной риторики даёт возможность учащим­ся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­торика — единственная дисциплина, изучение которой по­зволяет познать законы порождения словесных произведе­ний и воплотить эти знания на практике, используя ритори­ческие техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются. К 15—16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и са­моконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обуче­ния риторике на качественно новый, значительно более вы­сокий уровень.

Основной целью курса «Риторика» является предоставление учащимся современного риторического образования. Её основные задачи:

- приобщить учеников к истории отечественной ритори­ческой культуры, включить каждого из них в русло отечест­венной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культур­ного и свободного слова;

- помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жан­ров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для ус­пешной социализации компетенции.

Программа предполагает:

- предоставление учащимся основ знаний о речевом обще­нии, принципах его совершенствования, причинах и призна­ках успеха или неудачи;

- освоение учащимися методов и способов работы над сво­ей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;

- формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и спосо­бами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.

Приятно отметить, что у слушателей курса имеются успехи: ребята активно принимали участие в различных мероприятиях, демонстрируя грамотность выступления, точно и лаконично аргументировали свою позицию в определенной ситуации, выслушав при этом собеседника.

С уверенностью можно сказать, что слушатели курса «Риторика» МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» не просто одарённые дети, заинтересованные своим развитием, но и часть общества, которое активно применяет полученные знания на практике, что способствует общему повышению культурного уровня подростков.

Две постоянные участницы курса «Юный журналист» и «Риторика» в 2016/2017 учебном году подали документы на получение специальности по направлению «Журналистика». Одна выпускница поступила в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» по указанной специализации. Направление «Журналистика» предполагает изучение особенностей функционирования печатных и электронных средств массовой информации, телевидения и радиовещания, овладение практическими навыками создания средств массовой информации и журналистских материалов в различных медиа-форматах. Выпускники-журналисты научатся получать информацию из самых разных источников, анализировать и перерабатывать ее, создавать новый информационный продукт. Журналистика – творческая, очень актуальная и быстро меняющая профессия, позволяющая человеку быть осведомленным в самых важных и интересных областях современной жизни.

Еще одним компонентом духовно-нравственного развития является внеклассная работа в форме исследовательской деятельности, участие в конкурсных мероприятиях.

В течение нескольких лет школьники активно принимают участие не только в подготовке предметных недель, но и участвуют в защите исследовательских работ, что даёт свои положительные результаты: работы имеют большой практический и теоретический интерес, авторы чётко выделяют и формулируют проблему, цели и задачи исследования. Задачи, поставленные в работе, решаются полностью и подробно, с выполнением всех необходимых элементов исследования, авторы формулируют чёткие выводы. Исследования актуальны для эстетического и патриотического воспитания, раскрывают особенности взаимовлияния различных видов искусства. Работы оформляются грамотно, стилистически выдержаны и обоснованы.

Ученики МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» представляли свои достижения в финале VIII Крымского конкурса исследовательских работ и проектов учащихся среднего школьного возраста «Шаг в науку», учащиеся получили специальный диплом в номинации «Лучший творческий коллектив» секции «Русский язык и литература» ГБОУ ДО Республики Крым «Малая академия наук «Искатель» (приказ МАН «Искатель» № 89-д от 05.06.2015г.), а также муниципальном этапе МАН (статья в «Огни маяка» от 17.12.2015 № 38).

Благодаря участию в муниципальных этапах республиканских конкурсов («Мой голос», «Диалог с классиком», «Моя родина – русский язык», «Ради жизни на земле!..») под руководством учителя ребята научились не только увереннее выражать свою точку зрения, умело её аргументируя, но и развили критическое мышление, мастерски используя разнообразие художественных средств для воплощения своих литературных замыслов. Участники отлично справляются с задачами конкурсов: демонстрируют развитие творческого и интеллектуального потенциала, сформированность нравственно-мировоззренческих, гражданско-патриотических позиций через обращение к лучшим текстам классической и современной русской словесности.

Систематически проводится работа по патриотическому воспитанию. МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» ежегодно участвует в историко–литературном конкурсе сочинений «Война в судьбе моих земляков», который проводит Красногвардейский районный Совет Организации ветеранов войны, инвалидов, труда и военной службы, управление образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым и КРИПП ОО «Союз наследников традиций» вот уже в течение 10 лет.

Результатом участия является изучение подрастающим поколением героического наследия Великой Победы, привитие чувства личной ответственности за изучение и сохранение истории родного края, истории своей семьи, истории своих земляков. В 2015-2018 годах состоялась презентация книг «Дети пишут о войне…», «Война в судьбе моих земляков», «Наследники Победы помнят…» — печатных изданий сочинений учеников Красногвардейского района Республики Крым о Великой Отечественной войне. Работы учащихся МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» также опубликованы на страницах этих замечательных книг.
Ученики, воодушевленные словами представителей старшего поколения, признают, что поисковая деятельность должна быть продолжена, потому что ещё так много необходимо рассказать о подвигах людей, знающих, что такое военное время.

Таким образом, в процессе внеучебной деятельности (внеклассной работы) решены задачи:

  • организована общественно-полезная и досуговая деятельности учеников совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся;
  • учащиеся включены в разностороннюю деятельность;
  • сформированы навыки позитивного коммуникативного общения;
  • развиты навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развиты трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • развито позитивное отношение к базовым общественным ценностям: человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура;
  • усовершенствована система мониторинга эффективности воспитательной работы в школе;
  • произошло углубление содержания, форм и методов внеклассных занятий;
  • организована информационная поддержка учащихся.

За счёт этого происходит достижение главных целей внеучебной деятельности: создание условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания.

Категория: Грамоты, благодарности, сертификаты о публикациях | Добавил: Ksana
Просмотров: 326 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Методсовет Каталог образовательных сайтов Министерство образования и науки Российской Федерации

    Copyright MyCorp © 2024
    Вверх